Мировой рынок телемедицины ждет трансформация. В нынешнем виде она нерентабельна. С одной стороны, пациенты стали более разборчивы и требовательны. С другой, объем инвестирования рынка имеет тенденцию к снижению. Основным драйвером может стать спрос на доступные медицинские услуги, особенно в малообеспеченных и сельских регионах, а наиболее востребованными форматами: дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов и телемедицинские киоски.
Мировой рынок телемедицины, оцениваемый в 121 млрд долл. в 2023 году, по прогнозам, вырастет до 818,87 млрд долл. к 2030 году, говорится в отчете CNS Insider. Совокупный годовой темп роста (CAGR) в прогнозируемый период составит 27%, чему будет способствовать растущий спрос на доступную медицинскую помощь. Вместе с тем рынок ждет серьезная трансформация, включая поглощения и банкротства. Так, компания Wallmart объявила о закрытии всех своих клиник, оказывающих услуги виртуальной медицинской помощи, из-за убыточности этого бизнеса.
Рынок телемедицины в глобальном масштабе претерпевает один из самых драматических этапов своего становления и развития, отмечается в обзоре российского разработчика платформы прогнозной аналитики с использованием технологии искусственного интеллекта Webiomed. В течение последних недель было объявлено о закрытии крупнейших мировых телемедицинских проектов, в которые суммарно был инвестирован не один миллиард долларов. При этом уровень использования виртуальной помощи на основе телемедицины в последнее время стабилизировался.
«Пациенты стали более разборчивыми и требовательными к качеству телемедицинской помощи и охране их медицинских данных, — подчеркивают авторы обзора. — Рынок телемедицины в целом сформировался, конкуренция на нем высокая и постоянно ужесточается».
Сопоставив данные о популярности телемедицины среди пациентов с закрытиями крупнейших мировых телемедицинских компаний, инвестиционными трендами и макропрогнозами развития здравоохранения в целом, эксперты Webiomed делают следующие выводы:
Телемедицина как технология достигла популярности среди пациентов. Они не просто используют ее от случая к случаю, а готовы делать это на постоянной основе.
Преимущественно инвестиционный характер работы крупнейших телемедицинских компаний, привыкших за последние пять-семь лет жить за счет постоянных новых инвестиционных раундов на фоне хайпа вокруг технологии, привел к плачевному результату: оказание телемедицинских услуг в нынешнем виде убыточное занятие. Как только рынок стал наполняться и консолидироваться, поток инвестиций в него стал резко сокращаться. Это привело к невозможности дальнейших спекуляций на будущем росте и закрытию телемедицинских бизнесов.
«Учитывая, что локальный сектор в целом повторяет общемировые тренды, думаю, все это придет и к нам», — прогнозирует директор по развитию бизнеса Webiomed Александр Гусев.
«Телемедицина должна быть массовой и доступной, но это не значит, что она будет лишь уделом бедных, — полагает руководитель проекта «Электронный стетоскоп Phonendo» Максим Гуменюк. — Обеспечить качество при массовости и доступности смогут не все, а только те сервисы, которые будут серьезно вкладываться в анализ данных, науку и работу с носимыми устройствами. При этом стоимость телемедицинского приема у врача не должна быть сильно дешевле очного приема, ведь затраты времени доктора сопоставимы с очным приемом, а может быть, и превышают их».
По мнению эксперта, телемедицинский сбор данных должен максимально копировать процедуру в рамках очного приема – сбор анамнеза, измерение давления, температуры, аускультация. Оптимизация в телемедицинских сервисах должна привести к обоснованному очному визиту к врачу.
«Этот визит нужен будет для очного подтверждения принятых алгоритмами решений, а также для наблюдения за такими состояниями, как беременность, психические и онкологические заболевания, болезни у детей и новорожденных», — резюмирует Гуменюк.